РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(копия)

11 февраля 2003 года                                                                          Санкт-Петербург

Пушкинский гарнизонный военный суд:

в лице председательствующего - судьи Чернова В.В.,

при секретаре: Макарове В.Б.,

с участием: Ахметова ЮЛ., заявителя,

в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев дело по иску полковника Ахметова Юрия Лероновича к начальнику финансового отдела штаба Ленинградского военного округа об отказе в выплате двойного оклада денежного содержания,

УСТАНОВИЛ:

Ахметов в своём иске сообщает, что он проходит военную службу в оперативном управлении штаба Ленинградского военного округа на должности старшего офицера отдела. В период с 3 января по 20 апреля и с 25 июня по 14 октября 2002 г. он находился в служебных командировках на территории Чеченской Республики в составе штаба Объединённой группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказскою региона Российской Федерации (далее - ОГВ(С).

После прибытия к постоянному месту службы оклады по воинской должности и званию были выплачены ему в 1,5-м размере.

Ссылаясь на ст. 1 Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а так же выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21.07.93 г. № 5481-1 и правовой прецедент, т.е. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 01.08.2002 г., которым подобные требования других военнослужащих были удовлетворены. Ахметов просит суд:

1. Признать незаконными действия финансового отдела штаба Ленинградского военного округа, отказавшего ему в выплате оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию в двойном размере за все время пребывания в командировках в Чеченской Республике.

2. Признать за ним право на получение оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию в двойном размере за всё время пребывания в указанных командировках.

3. Согласно приведённому в иске расчёту взыскать в его пользу с финансового отдела штаба ЛенВО спорные денежные средства в сумме 10341 руб.30 коп..

В суде Ахметов свои требования поддержал, увеличив сумму иска до размера, указанного ответчиком в отзыве на иск, т.е. до 31024 руб. 23 коп..

Начальник финансового отдела штаба ЛенВО Лойко Н.Н. в письменной форме (исх.№ 123 от 01.02.03 г.) иск Ахметова не признал, указав на постановление Правительства России от 26.12.01 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов", которым, по его мнению, было установлено, что на территории Чеченской Республики не действует чрезвычайное положение с одновременным исключением её из зоны вооружённого конфликта, а поэтому в отношении Ахметова неприменим указанный выше Закон России от 21.01.93 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях компенсациях...». Помимо этого предположительно причитающуюся Ахметову денежную сумму ответчик рассчитал и определил в 31024 руб. 23 коп., а процесс просил провести без своего участия и участия своего представителя ввиду занятости по службе.

Рассмотрев дело по существу, заслушав заявителя и исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит иск Ахметова подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из копий приказов командующего ОГВ (С) (за 2002 г. №№ 2, 87, 176. 277) Ахметов с 3 января по 20 апреля и с 25 июня по 14 октября 2002 г. находился в служебных командировках на территории Чеченской Республики в составе её штаба.

Помимо этого, из копий аналогичных приказов командующего ОГВ (С) и командира войсковой части 75143-П видно, что, находясь в этих командировках, Ахметов непосредственно участвовал в проведении контртеррористических операций, в связи с чем за каждый день фактического участия в указанных операциях ему начислялись дополнительные денежные выплаты в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.01 г. N 135-9 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.01 г. N 315-22 (не публиковались в открытой печати, но доведены до войск приказом Министра обороны РФ от 15.03.01 г. № 014, в который были внесены изменения подобным приказом от 30.05.01 г. № 034).

Наряду с изложенным, из справки финансового отдела штаба ЛенВО (исх.№ 111 от 30.01.03 г.) и копии финансовой карточки заявителя следует, что за время участия в боевых действиях в командировках Ахметову был выплачен полуторный оклад в сумме 31024 руб. 23 коп.. В справке отсутствует ссылка на какой-либо нормативно-правовой акт, обосновывающий законность такой выплаты.

Однако, в соответствии с подпунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим проходящим военную службу на территориях государств Закавказья. Прибалтики и Республики Таджикистан, а так же выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21.01.93 г. № 4328-1 (в редакции Закона РФ от 21.07.93 г. N 5481-1; Федеральных законов от 19.11.97 г. N 146-ФЗ. от 07.08.00 г. N 122-ФЗ; с изменениями, внесенными Федеральными законами от 16.05.95 г. N 75-ФЗ. от 25.07.02 г. N 116-ФЗ) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере, а статьёй 7 этого же Закона Правительство России было наделено лишь правом регламентации порядка предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, а не правом отмены или уменьшения их объёма.

Поэтому, принимая решение по спору между финансовым отделом штаба ЛенВо и Ахметовым, суд руководствуется ч.2 ст. 11 ГПК РФ, т.е. применяет по делу норму акта, имеющего наибольшую юридическую силу, т.е. приведённые выше подпункт 2 статьи 1 и статью 7 Закона Российской Федерации от 21.01.93 г. № 4328-1, отвергая в связи с этим как несостоятельную ссылку ответчика на постановление Правительства России от 26.12.01 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" (опубликовано: "Собрание законодательства РФ", 31.12.2001 г., N 53 (ч. 2), ст. 5186), обратной силой которого к выполнению задач при вооруженных конфликтах относилось выполнение задач военнослужащими лишь в октябре - ноябре 1992 г. на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия и в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. на всей территории Чеченской Республики.

Этим постановлением было отменено изданное ранее во исполнение Федерального закона от 16.05.95 г. N 75-ФЗ, распространившего действие Закона РФ от 21.01.93 г. № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях...» на участников войны в Чеченской Республике, постановление Правительства РФ от 11.12.1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике", а также пункт 5 постановления Правительства РФ от 28 октября 1996 г. N 1276 "О мерах по обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474 "Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия", которыми к зоне действия названного Закона была отнесена вся территория Чеченской Республики, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия.

Данные постановления в прежней редакции действовали до 31 декабря 2001 г. и анализ упомянутых нормативно-правовых актов в их взаимодействии и взаимообусловленности позволяет суду прийти к выводу о том, что в указанный период времени. - а не только в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.. как это определено, в частности, обратной силой постановления Правительства РФ от 26.12.01 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов", на которое сослался ответчик, - военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия вправе были пользоваться всей совокупностью дополнительных гарантий и компенсаций, установленных названным Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях...», в том числе и спорным правом на получение двойного оклада денежного содержания, а к правоотношениям, связанным с недоплатой последнего применим общий срок исковой давности, установленный Гражданским кодексом РФ в 3-й года.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 31.05.00 г. № 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам уголовно - исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо - Кавказского региона» (в редакции постановления Правительства РФ от 01.10.2002 г. N 721) в связи с завершением масштабных войсковых действий при проведении контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона на на военнослужащих воинских частей, дислоцированных на территории Чеченской Республики, и командированных в воинские части, дислоцированные на территории Чеченской Республики, было распространено действие постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.97 г. N 535 "О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо - Кавказского региона" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, N 43. ст. 4991).

В соответствии с пунктами 1 и 2 последнего установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо - Кавказского региона, включая оперативный штаб, должны выплачиваться 1,5 оклада по воинской должности и 1,5 оклада по специальному (воинскому) званию и производиться исчисление выслуги лет для назначения пенсии 1 месяц военной службы за 1,5 месяца, что в случае участия военнослужащих в боевых действиях противоречит подпункту 2 статьи 1, статьям 2 и 7 Закона РФ от 21.11.93 г. № 4328-1, установившим на период выполнения военнослужащим подобных задач такие выплаты в двойном размере и исчисление выслуги лет 1 месяц военной службы за 3 месяца при условии отсутствия у Правительства Российской Федерации права на отмену или уменьшение объёма гарантий и компенсаций, декларированных указанным Законом.

При этом пунктом 3 того же постановления установлено, что в случае привлечения военнослужащих и сотрудников воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, к выполнению задач в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона России следует предоставлять им дополнительные гарантии и компенсации в порядке и на условиях, установленных не Законом Российской Федерации от 21.01.93 г. № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях...», а неопубликованным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.99 г. N 1197-68 "О предоставлении дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона" (доведено ПМО РФ № 066 от 31.11.99 г., отменённым ПМО РФ № 172 от 13.04.01 г.).

Анализ текста последнего, - к тому же, отменяющего для военнослужащих указанной Объединенной группировки, выполняющих задачи на территории Северо - Кавказского региона, прилегающей к Чеченской Республике, и северной части территории этой Республики (до реки Терек), дополнительные выплаты, установленные постановлением Правительства России от 20.08.99 г. N 930-54 (доведено ПМО РФ № 047 от 26.08.99 г., отменённым ПМО РФ № 172 от 13.04.01 г.). и затем упорядоченные постановлением Правительства РФ от 26.04.2001 N 315-22, - позволяет суду прийти к выводу о том, дополнительные гарантии и компенсаций, предоставляемые участникам боевых действий этим постановлением, по объёму значительно менее аналогичных льгот и прав, предоставляемых им указанным Законом Российской Федерации от 21.01.93 г. № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях...».

Таким образом, поскольку в суде военнослужащий по контракту Ахметов доказал, что он в 2002 г. дважды находился в командировке в местах ведения боевых действий и в это же время принимал непосредственное участие в боевых операциях, суд приходит к выводу о том, что Ахметов не может быть лишен права на реализацию дополнительных гарантий и компенсаций, установленных для участников боевых действий Законом РФ от 21.01.93 г. № 4328-1, к которым относятся и спорные по настоящему делу выплаты, а поэтому суд, на основании упомянутой выше ч.2 ст. 11 ГПК РФ и подпункта 2 статьи 1 указанного Закона иск Ахметова удовлетворяет, но частично, признавая за ним право на получение двойного оклада денежного содержания не за всё время нахождения в командировках в Чеченской Республике, а только лишь за периоды фактического участия в контртеррористических операциях, зафиксированные в приказах командующего ОГВ (С) и командира войсковой части 75143-П, изданных в соответствии с п.п.3 п.3 постановления Правительства России от 28.10.99 г. N 1197-68 и п.14 приказа Министра обороны РФ от 15.03.01 г. № 014, копии которых были исследованы в судебном заседании и как доказательства по форме и содержанию не вызвали у суда сомнений в своей допустимости и достоверности.

Постановление Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 01.08.2002 г. по жалобам Сабирова И.Л. и др., копия которого имеется в материалах иска Ахметова. суд расценивает как решение по конкретному гражданскому делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ. суд

РЕШИЛ:

Иск Ахметова Юрия Лероновича удовлетворить частично.

На основании подпункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а так же выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 года № 4328-1 (в редакции Закона РФ от 21.07.93 г. N 5481-1; Федеральных законов от 19.11.97 N 146-ФЗ, от 07.08.00 г. N 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 16.05.95 N 75-ФЗ, от 25.07.02 N 116-ФЗ) признать за полковником Ахметовым Ю.Л. право на получение оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию в двойном размере за периоды фактического участия в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, подтверждённые приказами командующего Объединенной Группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории указанного региона и командира войсковой части 75143-П.

Обязать начальника финансового отдела штаба Ленинградского военного округа за периоды фактического участия полковника Ахметова Ю.Л. в проведении контртеррористических операций, подтверждённые приказами командира войсковой части 75143-П и командующего Объединенной Группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказскою региона Российской Федерации, пересчитать полуторные оклады по воинскому званию и должностному окладу, установленные и выплаченные Ахмегову Ю.Л. по возвращении из каждой командировки, на двойные и доплатить Ахметову Ю.Л. этот перерасчет.

В удовлетворении остальной части требований Ахметову Ю.Л. отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Ленинградский окружной военный суд в десятидневный срок.

 

(Подлинное за надлежащей подписью).

 

Копия верна:

 

Судья                                                  В.В.Чернов

 

Сайт управляется системой uCoz