РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(копия)
11 февраля 2003 года Санкт-Петербург
Пушкинский гарнизонный военный суд:
в лице председательствующего - судьи
Чернова В.В.,
при секретаре: Макарове В.Б.,
с участием: Ахметова ЮЛ., заявителя,
в открытом судебном
заседании, в помещении суда, рассмотрев дело по иску полковника Ахметова Юрия
Лероновича к начальнику финансового отдела штаба Ленинградского военного округа
об отказе в выплате двойного оклада денежного содержания,
УСТАНОВИЛ:
Ахметов в своём иске сообщает, что он проходит военную службу в
оперативном управлении штаба Ленинградского военного
округа на должности старшего офицера отдела. В период с 3 января по 20 апреля
и с 25 июня по 14 октября 2002 г. он находился
в служебных командировках на территории Чеченской Республики в составе штаба
Объединённой группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказскою региона
Российской Федерации (далее - ОГВ(С).
После прибытия к постоянному месту службы оклады по воинской должности и
званию были выплачены ему в 1,5-м размере.
Ссылаясь на ст. 1 Закона Российской Федерации «О внесении изменений в
Закон РФ «О дополнительных гарантиях и
компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств
Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан,
а так же выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в
условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21.07.93 г. №
5481-1 и правовой прецедент, т.е. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного
военного суда от 01.08.2002 г., которым подобные требования других военнослужащих были удовлетворены. Ахметов просит
суд:
1. Признать незаконными действия финансового отдела штаба
Ленинградского военного округа, отказавшего ему в выплате
оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию в двойном размере за
все время пребывания в командировках в Чеченской
Республике.
2. Признать за ним право на получение оклада по воинской должности и
оклада по воинскому званию в двойном размере за всё время пребывания в
указанных командировках.
3. Согласно
приведённому в иске расчёту взыскать в его пользу с финансового отдела штаба ЛенВО спорные денежные средства в
сумме 10341 руб.30 коп..
В суде Ахметов свои требования
поддержал, увеличив сумму иска до размера, указанного
ответчиком в отзыве на иск, т.е. до 31024 руб. 23 коп..
Начальник
финансового отдела штаба ЛенВО Лойко Н.Н. в письменной форме (исх.№ 123
от 01.02.03 г.) иск Ахметова не признал, указав на постановление Правительства России от 26.12.01 г. N 896 "О
зонах вооруженных конфликтов", которым,
по его мнению, было установлено, что на территории Чеченской Республики не
действует чрезвычайное положение с одновременным исключением её из зоны вооружённого конфликта, а поэтому в отношении
Ахметова неприменим указанный выше
Закон России от 21.01.93 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях компенсациях...». Помимо этого предположительно причитающуюся Ахметову денежную
сумму ответчик рассчитал и определил в 31024 руб. 23 коп., а процесс просил провести без своего участия и участия
своего представителя ввиду занятости по
службе.
Рассмотрев
дело по существу, заслушав заявителя и исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит иск Ахметова подлежащим
частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как
усматривается из копий приказов командующего ОГВ (С) (за 2002 г. №№ 2, 87, 176. 277)
Ахметов с 3 января по 20 апреля и с 25 июня по 14 октября 2002 г. находился в служебных командировках на территории
Чеченской Республики в составе её
штаба.
Помимо этого, из копий аналогичных приказов командующего ОГВ (С) и командира
войсковой части 75143-П видно, что, находясь в этих командировках, Ахметов непосредственно участвовал в проведении
контртеррористических операций, в связи с чем за каждый день
фактического участия в указанных операциях ему начислялись дополнительные денежные выплаты в порядке, установленном
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.01 г. N 135-9 в редакции постановления Правительства Российской
Федерации от 26.04.01 г. N 315-22 (не публиковались в открытой печати, но
доведены до войск приказом Министра обороны РФ от 15.03.01 г. № 014, в который
были внесены изменения подобным приказом от
30.05.01 г. № 034).
Наряду с
изложенным, из справки финансового отдела штаба ЛенВО (исх.№ 111 от 30.01.03 г.) и
копии финансовой карточки заявителя следует, что за время участия в боевых
действиях в командировках Ахметову был выплачен полуторный оклад в сумме 31024
руб. 23 коп.. В справке отсутствует ссылка на какой-либо нормативно-правовой акт, обосновывающий законность такой выплаты.
Однако, в
соответствии с подпунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях
военнослужащим проходящим военную службу на территориях государств
Закавказья. Прибалтики и Республики Таджикистан,
а так же выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в
условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21.01.93 г. №
4328-1 (в редакции Закона РФ от 21.07.93 г. N 5481-1; Федеральных законов от 19.11.97 г. N 146-ФЗ. от 07.08.00 г. N
122-ФЗ; с изменениями, внесенными Федеральными
законами от 16.05.95 г. N 75-ФЗ. от 25.07.02 г. N 116-ФЗ) военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту, постоянно или временно выполняющим
задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач
устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в
двойном размере, а статьёй 7 этого же
Закона Правительство России было наделено лишь правом регламентации порядка предоставления дополнительных гарантий и
компенсаций, а не правом отмены или уменьшения их объёма.
Поэтому, принимая решение по спору между финансовым отделом штаба ЛенВо
и Ахметовым, суд руководствуется ч.2 ст. 11 ГПК РФ, т.е.
применяет по делу норму акта, имеющего наибольшую юридическую силу, т.е.
приведённые выше подпункт 2 статьи 1 и статью 7 Закона Российской Федерации от
21.01.93 г. № 4328-1, отвергая в связи с этим как
несостоятельную ссылку ответчика на постановление Правительства России от
26.12.01 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" (опубликовано: "Собрание законодательства РФ",
31.12.2001 г., N 53 (ч. 2), ст. 5186), обратной силой которого к выполнению
задач при вооруженных конфликтах относилось выполнение задач военнослужащими лишь в октябре - ноябре
1992 г. на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики
Ингушетия и в период с декабря 1994 г. по декабрь
1996 г. на всей территории Чеченской Республики.
Этим постановлением было отменено изданное ранее во исполнение Федерального закона от 16.05.95 г. N 75-ФЗ, распространившего действие
Закона РФ от 21.01.93 г. № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и
компенсациях...» на участников войны в Чеченской Республике, постановление
Правительства РФ от 11.12.1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооруженного
конфликта в Чеченской Республике", а также пункт 5 постановления
Правительства РФ от 28 октября 1996 г. N 1276 "О мерах по обеспечению
выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474
"Об организации деятельности полномочного
представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная
Осетия - Алания и Республике Ингушетия", которыми к зоне действия названного Закона была отнесена вся территория
Чеченской Республики, Республики Северная
Осетия - Алания и Республики Ингушетия.
Данные постановления в прежней редакции действовали до 31 декабря 2001
г. и анализ упомянутых нормативно-правовых актов в их
взаимодействии и взаимообусловленности позволяет суду прийти к выводу о том, что в
указанный период времени. - а не только в период с декабря 1994 г. по декабрь
1996 г.. как это определено, в частности, обратной силой
постановления Правительства РФ от 26.12.01 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов", на которое сослался
ответчик, - военнослужащие,
участвовавшие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Республики Северная Осетия - Алания и
Республики Ингушетия вправе были пользоваться всей совокупностью дополнительных
гарантий и компенсаций, установленных
названным Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях...», в том числе и спорным
правом на получение двойного оклада денежного содержания, а к правоотношениям,
связанным с недоплатой последнего применим
общий срок исковой давности, установленный Гражданским кодексом РФ в 3-й года.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 31.05.00 г. № 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам уголовно -
исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов,
выполняющим задачи на территории Северо - Кавказского региона» (в
редакции постановления Правительства РФ от 01.10.2002
г. N 721) в связи с завершением
масштабных войсковых действий при проведении контртеррористических операций на
территории Северо - Кавказского региона на на военнослужащих воинских частей,
дислоцированных на территории Чеченской Республики, и командированных в
воинские части, дислоцированные на территории
Чеченской Республики, было распространено действие постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.97 г.
N 535 "О дополнительных гарантиях
и компенсациях сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной
оперативной группировки сил на территории Северо - Кавказского
региона" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, N 43. ст. 4991).
В соответствии с пунктами 1 и 2 последнего установлено, что
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,
выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил
на территории Северо - Кавказского региона, включая
оперативный штаб, должны выплачиваться 1,5 оклада по воинской должности и 1,5 оклада по специальному (воинскому) званию и
производиться исчисление выслуги лет для назначения пенсии
1 месяц военной службы за 1,5 месяца, что в случае
участия военнослужащих в боевых действиях противоречит подпункту 2 статьи 1, статьям 2 и 7 Закона РФ от 21.11.93 г. № 4328-1, установившим на период выполнения
военнослужащим подобных задач такие выплаты в двойном размере и исчисление выслуги лет 1 месяц военной службы за 3
месяца при условии отсутствия у Правительства Российской Федерации права
на отмену или уменьшение объёма гарантий и
компенсаций, декларированных указанным Законом.
При этом пунктом 3 того же постановления установлено, что в случае
привлечения военнослужащих и сотрудников воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, к выполнению задач
в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории
Северо - Кавказского региона России следует предоставлять им
дополнительные гарантии и компенсации в порядке и на условиях, установленных не Законом Российской Федерации от 21.01.93 г. №
4328-1 "О дополнительных гарантиях
и компенсациях...», а неопубликованным постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.10.99 г. N 1197-68 "О предоставлении дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной
системы, выполняющим задачи на
территории Северо-Кавказского региона" (доведено ПМО РФ № 066 от 31.11.99
г., отменённым ПМО РФ № 172 от
13.04.01 г.).
Анализ текста последнего, - к тому же, отменяющего для военнослужащих указанной Объединенной группировки, выполняющих задачи на территории
Северо - Кавказского региона, прилегающей к Чеченской
Республике, и северной части территории этой Республики (до реки
Терек), дополнительные выплаты, установленные
постановлением Правительства России от 20.08.99 г. N 930-54 (доведено ПМО РФ № 047 от 26.08.99 г., отменённым ПМО РФ № 172 от
13.04.01 г.). и затем упорядоченные постановлением
Правительства РФ от 26.04.2001 N 315-22, - позволяет суду прийти к выводу о том,
дополнительные гарантии и компенсаций, предоставляемые
участникам боевых действий этим постановлением, по объёму значительно менее аналогичных льгот и прав,
предоставляемых им указанным Законом
Российской Федерации от 21.01.93 г. № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях...».
Таким
образом, поскольку в суде военнослужащий по контракту Ахметов доказал, что он в 2002 г. дважды находился в командировке в местах
ведения боевых действий и в это же время принимал
непосредственное участие в боевых операциях, суд приходит
к выводу о том, что Ахметов не может быть лишен права на реализацию дополнительных гарантий и компенсаций, установленных для участников
боевых действий Законом РФ от 21.01.93 г. № 4328-1, к которым относятся и
спорные по настоящему делу выплаты, а
поэтому суд, на основании упомянутой выше ч.2 ст. 11 ГПК РФ и подпункта
2 статьи 1 указанного Закона иск Ахметова удовлетворяет, но частично, признавая за ним право на получение
двойного оклада денежного содержания
не за всё время нахождения в командировках в Чеченской Республике, а только
лишь за периоды фактического участия в контртеррористических операциях, зафиксированные
в приказах командующего ОГВ (С) и командира войсковой части 75143-П, изданных
в соответствии с п.п.3 п.3 постановления Правительства России от 28.10.99
г. N 1197-68 и п.14 приказа Министра обороны РФ от 15.03.01 г. № 014, копии
которых были исследованы в судебном заседании и как доказательства по форме и содержанию не вызвали у суда сомнений в
своей допустимости и достоверности.
Постановление Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 01.08.2002
г. по жалобам Сабирова И.Л. и др., копия которого имеется в материалах иска
Ахметова. суд расценивает как решение по конкретному
гражданскому делу.
На основании изложенного и
руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ. суд
РЕШИЛ:
Иск Ахметова Юрия Лероновича
удовлетворить частично.
На основании подпункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим проходящим
военную службу на территориях государств Закавказья,
Прибалтики и Республики Таджикистан, а так же выполняющим
задачи по защите конституционных прав граждан в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 года № 4328-1 (в редакции Закона РФ от 21.07.93 г. N
5481-1; Федеральных законов от 19.11.97 N 146-ФЗ, от 07.08.00 г. N 122-ФЗ, с
изменениями, внесенными Федеральными законами от 16.05.95 N 75-ФЗ, от 25.07.02
N 116-ФЗ) признать за полковником Ахметовым
Ю.Л. право на получение оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию в двойном размере за
периоды фактического участия в проведении
контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, подтверждённые
приказами командующего Объединенной
Группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории указанного региона и
командира войсковой части 75143-П.
Обязать начальника финансового отдела штаба Ленинградского военного
округа за периоды фактического участия полковника Ахметова Ю.Л. в проведении контртеррористических операций, подтверждённые приказами командира
войсковой части 75143-П и командующего Объединенной Группировки войск (сил) по
проведению контртеррористических
операций на территории Северо-Кавказскою региона Российской Федерации,
пересчитать полуторные оклады по воинскому званию и должностному окладу,
установленные и выплаченные Ахмегову Ю.Л. по возвращении
из каждой командировки, на двойные и доплатить Ахметову Ю.Л. этот перерасчет.
В удовлетворении остальной части
требований Ахметову Ю.Л. отказать.
Решение может
быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Ленинградский окружной военный суд в десятидневный срок.
(Подлинное за надлежащей подписью).
Копия верна: